РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 6‒12. ISSN 2500-350Х (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 6‒12. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья

УДК 373.2:376.1

💾 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Амелина Марина Александровна1, Майер Алексей Александрович2
1Детский сад № 22, Балашиха, Россия, marussa71@mail.ru,   
2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593

Аннотация. В настоящее время, современная отечественная система образования направлена на обеспечение максимальных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), с целью чего, в дошкольных образовательных учреждениях реализуется инклюзивное образование в группах различной направленности.
Для реализации полноценного воспитания детей с ОВЗ, педагоги дошкольных образовательных учреждений должны обладать высоким уровнем компетентности. Компетентность рассмотрена как интегративное качество, определяющее результаты труда и успешность педагога в профессиональной деятельности.
В настоящей статье определена структура и рассмотрены особенности развития профессиональной компетентности воспитателя, взаимодействующего с детьми с ОВЗ в группах общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в условиях дошкольной образовательной организации. 
Основные компоненты инклюзивной компетентности отражают направления деятельности воспитателя и содержание трудовых функций педагога в процессе общения и деятельности с детьми с ОВЗ, взаимодействия с другими участниками образовательных отношений (педагогами и родителями).
Особенности инклюзивной компетентности воспитателя обусловлены спецификой объекта воздействия и содержанием образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная компетентность в условиях инклюзии состоит в интеграции личностно-профессиональных характеристик, которые выражаются в достаточном уровне подготовки и готовности педагога осуществлять педагогическую деятельность с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в группах различной направленности в интеграции с нормотипичными детьми в дошкольном образовании.
       
    
Ключевые слова: группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности, дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная компетентность, адаптированная образовательная программа, инклюзивное образование, воспитание и обучение детей дошкольного возраста 

Для цитирования: Амелина М.А., Майер А.А. Развитие профессиональной компетентности воспитателя для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 6‒12.

SUMMARY

THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATOR’S PROFESSIONAL COMPETENCE FOR WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
    
Marina A. Amelina1, Alexey A. Mayer2
1Kindergarten No. 22, Balashikha, Russia, marussa71@mail.ru,   
2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593
    
Abstract. At present the modern education system is aimed at ensuring maximum conditions for the development of children with disabilities, with the aim of which, in preschool educational institutions, inclusive education is implemented in groups of various orientations.
To implement the full-fledged upbringing of children with disabilities, teachers of preschool educational institutions must have a high level of competence. Competence is considered as an integrative quality that determines the results of work and the success of a teacher in professional activity.
This article defines the structure and considers the features of the development of the professional competence of an educator interacting with children with disabilities in groups of general developmental, compensatory, combined and health related orientation in a preschool educational organization.
The main components of inclusive competence reflect the directions of the teacher's activity and the content of the teacher's labor functions in the process of communication and activities with children with disabilities, interaction with other participants in educational relations (teachers and parents).
The features of the inclusive competence of the educator are determined by the specifics of the object of influence and the content of educational activities with children with disabilities.
Professional competence in the conditions of inclusion consists in the integration of personal and professional characteristics, which are expressed in a sufficient level of training and readiness of the preschool teacher to carry out pedagogical activities with children with disabilities in groups of various orientations in integration with normotypical children in preschool education. 
    
Key words: groups of general developmental, compensatory, combined and health-improving orientation, children with disabilities, professional competence, adapted educational program, inclusive education, upbringing and education of preschool children

For citation: Amelina M.A., Mayer A.A. The development of the educator’s professional competence for work with children with disabilities // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 6‒12.

Информация об авторах

М.А. Амелина — магистрант Государственного гуманитарно-технологического университета, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22» г. о. Балашиха.

А.А. Майер — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

M.A. Amelina — a master student at State University of Humanities and Technology, a teacher at kindergarten No. 22, g.o. Balashikha.

A.A. Mayer — Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Chair of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 06.12.2021; одобрена после рецензирования 28.01.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 06.12.2021; approved after reviewing 28.01.2022; accepted for publication 15.03.2022.