САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 105–113. ISSN 2500-350X (online)

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 105–113. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья УДК 37.015.3:159.9.07

💾 САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Роман Валентинович Кишиков1, Александр Николаевич Кононов2
1,2Московский государственный областной университет, Мытищи, Россия
1rvk14@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7617-8855   
2alnikkon@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0055-855X

Аннотация. Статья посвящена вопросам самоорганизации учебной деятельности студентов гуманитарного профиля обучения. Данная тематика исследования является актуальной в современных условиях в связи с переходом к цифровой педагогике, увеличением объема самостоятельной работы с использованием цифровой образовательной среды и дистанционного обучения в связи с эпидемиологической ситуацией в стране. В исследовании рассмотрены психологические особенности проявления компонентов самоорганизации студентов по различным направлениям подготовки гуманитарного цикла обучения. В данной работе изучены основные структурные компоненты самоорганизации учебной деятельности, особенности их проявления у студентов по профилю подготовки: психология, журналистика, реклама и PR. В проведённом исследовании использовались следующие методики: Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ), Опросник способности к самоуправлению (ССУ), Опросник стилей деятельности (LSQ), Ориентировочная анкета Басса (ЦОЛ). В качестве математико-статистического метода в исследовании использовался непараметрический Н-критерий Краскела-Уоллеса, дополнительно проведено попарное сравнение групп с помощью U-критерия Манна-Уитни. В результате проведенного эмпирического исследования установлено, что имеются значимые различия в уровне развития ключевых показателей самоорганизации студентов-психологов, по сравнению со студентами по специальности журналистика, реклама и PR. Результаты проведённого исследования позволили определить основные направления деятельности преподавателей по развитию навыков самоорганизации у студентов. 
    
Ключевые слова: учебная деятельность, цифровая образовательная среда, самоорганизация, компоненты процесса самоорганизации.

Для цитирования: Кишиков Р.В., Кононов А.Н. Самоорганизация учебной деятельности студентов в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 105–113.

SUMMARY

SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
    
Roman V. Kishikov1, Alexander N. Kononov2
1,2Moscow Region State University, Mytishchi, Russia
1rvk14@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7617-8855   
2alnikkon@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0055-855X
    
Abstract. The article is devoted to the issues of self-organization of educational activities of students of the humanities. This research topic is relevant in modern conditions in connection with the transition to digital pedagogy, an increase in the volume of independent work using the digital educational environment and distance learning in connection with the epidemiological situation in the country. The study considers the psychological features of the manifestation of the components of self-organization of students in various areas of preparation of the humanitarian  training  cycle. In this article the main structural components of self-organization of educational activities, the features of their manifestation in students according to the profile of training: psychology, journalism, advertisement and PR are studied. The following methods were used in the study: the questionnaire "Style of self-regulation of behavior" (SSPM), the Questionnaire of the ability to self-government (SSU), the Questionnaire of styles of activity (LSQ), the Indicative questionnaire of Bass (TSOL). In the study the nonparametric Kraskel-Wallace H-test was used as a mathematical and statistical method and a pairwise comparison of groups using the Mann-Whitney U-test was additionally carried out. As a result of the conducted empirical research, it was stated that there are significant differences in the level of development of key indicators of self-organization of psychology students, compared with students majoring in journalism, advertisement and PR. The results of the study made it possible to determine the main directions of teachers' activities for the development of students' self-organization skills.

    
Key words: educational activity, digital educational environment, self-organization, components of the self-organization process

For citation: Kishikov R.V., Kononov A.N. Self-organization of students' learning activities in a digital educational environment // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 1. P. 105–113.

Информация об авторах

Р.В. Кишиков — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии Московского государственного областного университета.

А.Н. Кононов — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии Московского государственного областного университета.

Information about the authors

R.V. Kishikov — Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Psychology of Work and Organizational Psychology, Moscow Region State University.

A.N. Kononov — Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Psychology of Work and Organizational Psychology, Moscow Region State University.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.