СФОРМИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С. 31–36. ISSN 2500-350X (on­line)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 31–36. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК: 373

💾СФОРМИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Елена Викторовна Ватина1, Анжела Валентиновна Гилева2
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, elenvatin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7263-2782
2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, a_gileva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3907-3234

Аннотация. Идеи непрерывного образования и воспитания личности, преемственности дошкольного и начального общего образования остро поставили проблему выявления условий для успешного обучения детей. Ученые и практики сходятся во мнении, что потери, допущенные в дошкольном детстве, невосполнимы в полной мере в последующем образовании. В раннем и дошкольном возрасте у ребенка формируется целый ряд психологических новообразований, которые станут основой предметного обучения в начальной школе. К числу таких новообразований можно отнести и сформированность связной речи. Данное новообразование является выражением готовности к обучению в начальной школе и создает ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Предметом анализа выступает теория и практика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста как условия их успешного обучения в начальной школе. В статье представлен анализ современных исследований по проблеме, выделены типичные случаи, связанные с формированием связной речи у детей старшего дошкольного возраста, определены направления и возможные пути решения данной проблемы. Авторами использовался теоретический анализ исследований, обобщение собственного педагогического опыта, прогнозирование. Представляется, что идея, связанная с вопросами сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста, может рассматриваться как ресурс обеспечения качества дошкольного и начального общего образования.

Ключевые слова: готовность к школе,дети старшего дошкольного возраста, связная речь, обучение

Для цитирования: Ватина Е.В., Гилева А.В. Сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в начальной школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 4. С.31-36.

FORMATION OF CONNECTED SPEECH IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE AS A CONDITION FOR SUCCESSFUL EDUCATION AT SCHOOL

Elena V. Vatina1, Angela V. Gileva2
1 Perm State National Research University, Perm, Russia, elenvatin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7263-2782
2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, a_gileva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3907-3234

Abstract. The ideas of continuous education and upbringing of the personality, the continuity of preschool and primary general education have sharply posed the problem of identifying the conditions for the successful education of children. Scientists and practitioners agree that the losses made in preschool childhood are irreplaceable in full in subsequent education. At an early and preschool age, a child develops a number of psychological neoplasms that will become the basis of subject education at primary school. The formation of coherent speech can also be attributed to the number of such neoplasms. This neoplasm is an expression of readiness to study at primary school and creates a favorable start for the child to start learning activities and enter the situation of the school lifestyle.

The subject of the analysis is the theory and practice of the formation of coherent speech in children of senior preschool age as a condition for their successful education at primary school. The article presents an analysis of modern research on the problem, highlights typical cases associated with the formation of coherent speech in children of senior preschool age, identifies directions and possible solutions to this problem. The authors used a theoretical analysis of research, generalization of their own pedagogical experience, and forecasting. It seems that the idea related to the formation of coherent speech of children of senior preschool age can be considered as a resource for ensuring the quality of preschool and primary general education.

Keywords: readiness for school, children of senior preschool age, coherent speech, learning

For citation: Vatina E.V., Gileva A.V. Formation of connected speech in children of senior preschool age as a condition for successful education at school // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 4. P. 31-36.

Информация об авторах

Е.В. Ватина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Соликамского государственного педагогического института (филиала) Пермского государственного национального исследовательского университета.

А.В. Гилева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

E.V. Batina – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of  Perm State National Research University.

A.V. Gileva  – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 01.10.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 22.12.2022. 

The article was submitted 01.10.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 22.12.2022.