ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «АНГЛИЙСКОГО ЦИКЛА» Е.И. ЗАМЯТИНА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 101–107. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 101–107. ISSN 2500-350X (online)   

Научная статья
УДК 821.161.1-3.09

💾ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «АНГЛИЙСКОГО ЦИКЛА» Е.И.ЗАМЯТИНА

Владимир Анатольевич Бодров
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, v-bodrov@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты художественного своеобразия «английского цикла» Е.И. Замятина, состоящего из повести «Островитяне» (1917 г.) и рассказа «Ловец человеков» (1918 г.) Делается вывод, что он вобрал в себя центральные мотивы творчества Е.И. Замятина, а с другой, — стал новым этапом его писательской биографии, упрочили его славу, в частности, как мастера метонимического портрета. Тема противопоставления «безжизненности» и «живой жизни» была близка Е.И. Замятину и раньше, но именно в «английском цикле» она прозвучала мощно и оригинально, став его лейтмотивом.

В статье исследуются приемы создания системы персонажей произведений, метонимические портреты, приемы сатиры, гротеска и пародии, точки соприкосновения с идеями Ф.М. Достоевского, гоголевское начало. Уделено внимание многоуровневой связи «английского цикла» писателя с его знаменитым романом «Мы» и продолжению традиций, заложенных в ранней повести Е.И. Замятина «Уездное» (1912 г.)

Автор статьи приходит к выводу, что произведения «английского цикла», особенно повесть «Островитяне», стали одной из поворотных вех творчества Е.И. Замятина, который позже в романе «Мы» развил свои идеи, придав им планетарный масштаб, создав картину безальтернативного мира. Именно в своем «английском цикле» Е.И. Замятин создавал коллизии трагического столкновения Человека и Машины в разных их интерпретациях.

Ключевые слова: сатира, гротеск, метонимический портрет, столкновение Человека и Машины

Для цитирования: Бодров В.А. Художественное своеобразие «английского цикла» Е.И.Замятина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 2. С. 101–107. 

ARTISTIC ORIGINALITY OF THE «ENGLISH CYCLE» BY E.I.ZAMYATIN

Vladimir A. Bodrov
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia,
v-bodrov@list.ru

Abstract. The article considers some aspects of the artistic originality of the «English cycle» by E.I.Zamyatin, consisting of the story «The Islanders» (1917) and the story «The Man Catcher» (1918). It is concluded that it absorbed the central motives of E.I. Zamyatin’s creativity, and on the other hand, it became a new stage of his writing biographies, it consolidated his fame, in particular, as a master of metonymic portrait. The theme of contrasting «lifelessness» and «living life» was close to E.I. Zamyatin before, but it was in the «English cycle» that it sounded powerful and original, becoming his leitmotif. The article explores the techniques of creating a system of characters of works, metonymic portraits, techniques of satire, grotesque and parody, points of contact with the ideas of F.M.Dostoevsky, Gogol’s beginning. Attention is paid to the multilevel connection of the writer’s «English cycle» with his famous novel «We» and the continuation of the traditions laid down in the early story by E.I.Zamyatin «County» (1912).

The author of the article comes to the conclusion that the works of the «English cycle», especially the story «The Islanders», became one of the turning points of  the work by E.I.Zamyatin, who later developed his ideas in the novel «We», giving them a planetary scale, creating a picture of an alternative world. It was in his «English cycle» that E.I. Zamyatin created collisions of the tragic collision of Man and Machine, in their different interpretations.

Keywords: satire, grotesque, metonymic portrait, collision of Man and Machine

For citation: Bodrov V.A. Artistic originality of the «english cycle» by E.I.Zamyatin // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2022. no 2. P. 101‒107.

Информация об авторе

В.А. Бодров – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.


Information about the author

V.A. Bodrov – Ph.D. of Philology, Senior Lecturer of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 19.05.2022; принята к публикации 24.06.2022.  The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 19.05.2022; accepted for publication 24.06.2022.